Anna (brebis_blanche) wrote,
Anna
brebis_blanche

Возвращение на 12 лет назад

Вчера я, основательно устав от офисной работы, отпросилась на день и посвятила его отдыху и кое-каким накопившимся делам. Все-таки "с 9 до 6" - определенно не мой режим. Но я вообще-то не об этом.

Вечером пошла в теплой компании на концерт классической музыки от Игоря Рябова, который проходил в библиотеке Могилянки. В сторону рассуждения о студентах, которых для обеспечения публики загнали туда силой, и на "культурную элиту" они как-то совсем не походили. Я собственно о пианисте.

С первых же моментов его нахождения на сцене внутри откликнулись "якоря узнавания" - да, вот так учили еще в музыкалке выходить на первый поклон, а вот и платок, с которым не расстается ни один уважающий себя классический пианист еще с детства - чтобы вытирать мокрые от напряжения руки, а на конкурсах - еще и клавиши от таких же потных следов предыдущих участников. Кстати, здесь платок и правда не заменят ни сухие, ни влажные салфетки.

Далее - программа. Явно взятая с конкурсов либо недавно разученная и "обыгрываемая" здесь. Ну и правильно, так и надо, все пианисты так делают, тем более что концерт не для специалистов. Но... халтурить, комкать фразы, играть грязно? Не то чтобы этого было так много, скорее даже наоборот - на фоне блестящей техники такие моменты просматривались особенно остро. Хорошая память тут же услужливо подсказывает, что из детства я такого не припомню. Взрослые пианисты играли хорошо, халтурили только дети, так ведь?

И - эмоции. Эмоции, мать вашу! Отстраненный Бах - это прекрасно, отстраненный Шуман - это двадцать минут непонятки, которая должна была быть "Венецианским карнавалом". Или классические пианисты уже не играют эмоционально? Или никогда не играли, просто в детстве я этого не замечала, завороженная чужой техникой? Сама я тогда твердо была уверена, что эмоциональность нужна только для того, чтобы компенсировать средненькую технику (как было - да и остается - в моем случае). Но вот Лист - россыпь задорных пассажей, и до-диез-минорная прелюдия Рахманинова, которую я помню еще по музыкалке, ее играла старшая ученица моей преподавательницы. Сердце откликается и стремится куда-то ввысь. Дальше - шумные "Картинки с выставки". Опять очарование потеряно. Ну, хотя бы здесь нет разницы между детским и сегодняшним восприятием - как я тогда считала их шумными и бестолковыми, так и теперь.

Итог: теперь для меня техничность должна быть неотделима от эмоциональности, чтобы "торкнуло". Неужели единственным компромиссом между выхолощенными классиками, играющими безучастно (ведь нас так и учили - играй, будто это не ты сама, а слушаешь кого-то в соседней комнате) и вдохновенно лажающими пианистами-джазовиками остается Паша Игнатьев? Так я скоро совсем разочаруюсь в человечестве.

А вообще надо бы в апреле на конкурс Горовица пойти и послушать старшую группу. Тоже вспомнить молодость, так сказать.

Tags: мое музыкальное "я", размышлизмы, такова жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments